32
программой обязательного медицинского страхования страховых случаев,
видов и условий оказания медицинской помощи территориальная
программа обязательного медицинского страхования должна включать
в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской
помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых
затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете
на одно застрахованное лицо, значение норматива финансового
обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты
медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому
страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату
медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих
в реализации территориальной программы обязательного медицинского
страхования, и условия оказания медицинской помощи в таких
медицинских организациях.
V. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансового обеспечения Программы являются
средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан
Российской Федерации для их осуществления органам местного
самоуправления), а также средства обязательного медицинского
страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных
организациях социального обслуживания, оказываются первичная медикосанитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая
медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной
эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе
высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I
перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при
заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы,
за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных
вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного
иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств
поведения;
33
осуществляется финансовое обеспечение профилактических
мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан
и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе
в рамках диспансеризации, углубленную диспансеризацию,
диспансеризацию (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III
Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем,
вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного
иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств
поведения), включая транспортные расходы мобильных медицинских
бригад, диспансерное наблюдение, а также мероприятий по медицинской
реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно
и в условиях круглосуточного и дневного стационаров, аудиологическому
скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий
(экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение
лекарственными препаратами в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования
осуществляется финансовое обеспечение:
оказания медицинской помощи больным онкологическими
заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями;
оказания медицинской помощи больным с гепатитом С (за
исключением случаев предоставления лекарственных препаратов,
централизованно закупаемых Министерством здравоохранения
Российской Федерации, больным с гепатитом С в сочетании с
ВИЧ-инфекцией) в соответствии с клиническими рекомендациями;
проведения углубленной диспансеризации;
проведения медицинской реабилитации, в том числе за счет
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых
бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том
числе за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета
бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной
медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного
медицинского страхования, в соответствии с разделом II перечня видов
высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой:
34
федеральными медицинскими организациями и медицинскими
организациями частной системы здравоохранения, включенными
в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения Российской
Федерации;
медицинскими организациями, подведомственными
исполнительным органам субъектов Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
осуществляется финансовое обеспечение:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской
помощи, первичной медико-санитарной и специализированной
медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими
организациями (в части медицинской помощи, не включенной в базовую
программу обязательного медицинского страхования, в том числе при
заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом
иммунодефицита человека, синдроме приобретенного иммунодефицита,
туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения,
а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату
медицинской помощи, предусмотренную базовой программой
обязательного медицинского страхования);
медицинской эвакуации, осуществляемой федеральными
медицинскими организациями, по перечню, утверждаемому
Министерством здравоохранения Российской Федерации;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской
помощи, первичной медико-санитарной и специализированной
медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями,
подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству,
включая предоставление дополнительных видов и объемов медицинской
помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
населению закрытых административно-территориальных образований,
территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими
и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень,
и работникам организаций, включенных в перечень организаций
отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
(в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу
обязательного медицинского страхования, а также в части расходов,
не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи,
35
предусмотренную базовой программой обязательного медицинского
страхования);
расширенного неонатального скрининга;
медицинской помощи, предусмотренной федеральными законами
для определенных категорий граждан, оказываемой в федеральных
медицинских организациях;
лечения граждан Российской Федерации за пределами территории
Российской Федерации, направленных в порядке, установленном
Министерством здравоохранения Российской Федерации;
санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения
лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом,
болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной,
кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом,
гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным
началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией
неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена),
VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации
органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов,
сформированному в установленном порядке и утверждаемому
Правительством Российской Федерации, в том числе:
в отношении взрослых в возрасте 18 лет и старше — за счет
бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете
уполномоченному федеральному органу исполнительной власти;
в отношении детей в возрасте от 0 до 18 лет — за счет бюджетных
ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете
уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для нужд
Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими
заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг
добра», в соответствии с порядком приобретения лекарственных
препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка
с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе
редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей,
установленным Правительством Российской Федерации;
закупки антивирусных лекарственных препаратов для медицинского
применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов, для лечения лиц, инфицированных вирусом
36
иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами
гепатитов B и C;
закупки антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных
препаратов для медицинского применения, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,
для лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной
устойчивостью возбудителя;
медицинской деятельности, связанной с донорством органов
и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в том числе
обследование донора, давшего письменное информированное
добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей для
трансплантации. Порядок проведения медицинского обследования донора,
давшего письменное информированное добровольное согласие на изъятие
своих органов и (или) тканей для трансплантации, устанавливается
Министерством здравоохранения Российской Федерации;
предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов
Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание
государственной социальной помощи отдельным категориям граждан
в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми
лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детейинвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62 Федерального
закона «О государственной социальной помощи»;
мероприятий, предусмотренных национальным календарем
профилактических прививок в рамках подпрограммы «Совершенствование
оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний
и формирование здорового образа жизни» государственной программы
Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие здравоохранения»;
дополнительных мероприятий, установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации, включая оказание
медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской
Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими
и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими
(орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями, в том числе
37
не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими
средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень
реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду;
медицинской деятельности, связанной с донорством органов
и тканей человека в целях трансплантации (пересадки).
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации осуществляется финансовое обеспечение:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской
помощи, не включенной в территориальную программу обязательного
медицинского страхования, санитарно-авиационной эвакуации,
осуществляемой воздушными судами, а также расходов, не включенных
в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную
в территориальных программах обязательного медицинского страхования;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской
помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию
лицам;
первичной медико-санитарной, первичной специализированной
медико-санитарной помощи при заболеваниях, не включенных в базовую
программу обязательного медицинского страхования (заболевания,
передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита
человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез,
психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том
числе с употреблением психоактивных веществ), включая
профилактические медицинские осмотры и обследования лиц,
обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных
образовательных организациях, в образовательных организациях высшего
образования, в целях раннего (своевременного) выявления незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также
консультаций врачами-психиатрами, наркологами при проведении
профилактического медицинского осмотра, консультаций пациентов
врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами при заболеваниях,
включенных в базовую программу обязательного медицинского
страхования, а также лиц, находящихся в стационарных организациях
социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую
выездными психиатрическими бригадами;
специализированной медицинской помощи в части медицинской
помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу
обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые
38
половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром
приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и
расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением
психоактивных веществ);
паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно,
в том числе на дому, включая медицинскую помощь, оказываемую
выездными патронажными бригадами, в дневном стационаре
и стационарно, включая койки паллиативной медицинской помощи
и койки сестринского ухода;
высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой
в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам
субъектов Российской Федерации, в соответствии с разделом II перечня
видов высокотехнологичной медицинской помощи;
медицинской деятельности, связанной с донорством органов
и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в том числе
обследование донора, давшего письменное информированное
добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей для
трансплантации, в медицинских организациях, подведомственных
исполнительным органам субъектов Российской Федерации;
предоставления в медицинских организациях, оказывающих
паллиативную медицинскую помощь, государственной и муниципальной
систем здравоохранения психологической помощи пациенту,
получающему паллиативную медицинскую помощь, и членам семьи
пациента, а также медицинской помощи врачами-психотерапевтами
пациенту и членам семьи пациента или членам семьи пациента после его
смерти в случае их обращения в медицинскую организацию;
расходов медицинских организаций, не включенных в структуру
тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в
территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение оказания социальных услуг
и предоставления мер социальной защиты (поддержки) пациента, в том
числе в рамках деятельности выездных патронажных бригад,
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Субъектом Российской Федерации, на территории которого
гражданин зарегистрирован по месту жительства, в порядке,
установленном законом такого субъекта Российской Федерации,
осуществляется возмещение субъекту Российской Федерации,
39
на территории которого гражданину фактически оказана медицинская
помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при
заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного
медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи,
на основании межрегионального соглашения, заключаемого субъектами
Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование
вопроса возмещения затрат.
Субъекты Российской Федерации вправе за счет бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлять
финансовое обеспечение дополнительных объемов высокотехнологичной
медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями,
подведомственными исполнительным органам субъектов Российской
Федерации, в соответствии с разделом I перечня видов
высокотехнологичной медицинской помощи.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации осуществляются:
обеспечение граждан зарегистрированными в установленном
порядке на территории Российской Федерации лекарственными
препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных)
заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
граждан или к их инвалидности;
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии
с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия
в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются
по рецептам врачей бесплатно;
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии
с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых
лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей
с 50-процентной скидкой;
пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка
у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных
и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций,
осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями),
а также медико-генетических исследований в соответствующих
структурных подразделениях медицинских организаций;
40
зубное протезирование отдельным категориям граждан
в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе
лицам, находящимся в стационарных организациях социального
обслуживания;
предоставление в рамках оказания паллиативной медицинской
помощи для использования на дому медицинских изделий,
предназначенных для поддержания функций органов и систем организма
человека, по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения
Российской Федерации, а также обеспечение лекарственными препаратами
для обезболивания, включая наркотические лекарственные препараты
и психотропные лекарственные препараты, при посещениях на дому;
обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством
органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки),
в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам
субъектов Российской Федерации.
В рамках территориальной программы государственных гарантий
за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан
Российской Федерации для осуществления органами местного
самоуправления) (далее — соответствующие бюджеты) и средств
обязательного медицинского страхования (по видам и условиям оказания
медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного
медицинского страхования) осуществляется финансовое обеспечение
проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях
медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить
(удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или
патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей,
медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, выразивших
желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего
недееспособного или неполностью дееспособного гражданина, проведения
обязательных диагностических исследований и оказания медицинской
помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или
поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней
службу, в военные профессиональные образовательные организации или
41
военные образовательные организации высшего образования, при
заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора
об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной
образовательной организации высшего образования по программе военной
подготовки или в военной образовательной организации высшего
образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса
либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве
на военные сборы, а также при направлении на альтернативную
гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования
в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней
службе.
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
и соответствующих бюджетов в установленном порядке оказывается
медицинская помощь и предоставляются иные государственные
и муниципальные услуги (выполняются работы) в медицинских
организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления соответственно, за исключением видов
медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного
медицинского страхования, в лепрозориях и соответствующих
структурных подразделениях медицинских организаций, центрах
профилактики и борьбы со СПИДом, врачебно-физкультурных
диспансерах, центрах охраны здоровья семьи и репродукции,
медико-генетических центрах (консультациях) и соответствующих
структурных подразделениях медицинских организаций, центрах охраны
репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской
профилактики (за исключением первичной медико-санитарной помощи,
включенной в базовую программу обязательного медицинского
страхования), центрах профессиональной патологии и в соответствующих
структурных подразделениях медицинских организаций, бюро судебномедицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро
и патолого-анатомических отделениях медицинских организаций
(за исключением диагностических исследований, проводимых
по заболеваниям, указанным в разделе III Программы,
финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств
обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования), медицинских информационноаналитических центрах, бюро медицинской статистики,
42
в центрах крови, на станциях переливания крови, в домах ребенка,
включая специализированные, в молочных кухнях и прочих медицинских
организациях, входящих в номенклатуру медицинских организаций,
утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации,
а также осуществляется финансовое обеспечение авиационных работ при
санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами,
медицинской помощи в специализированных медицинских организациях
и соответствующих структурных подразделениях медицинских
организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю
«медицинская реабилитация» при заболеваниях, не включенных в базовую
программу обязательного медицинского страхования (заболевания,
передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита
человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез,
психические расстройства и расстройства поведения, в том числе
связанные с употреблением психоактивных веществ), и расходов
медицинских организаций, в том числе на приобретение основных средств
(оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) и в случае
применения телемедицинских (дистанционных) технологий при оказании
медицинской помощи.
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может
осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов,
страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их
фактического проживания до места получения медицинской помощи,
которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно.
Финансовое обеспечение компенсационных выплат отдельным
категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной
инфекцией, порядок предоставления которых установлен постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. № 1268
«О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным
категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной
инфекцией», осуществляется за счет средств фонда оплаты труда
медицинской организации, сформированного из всех источников,
разрешенных законодательством Российской Федерации, в том числе
средств обязательного медицинского страхования.
43
VI. Средние нормативы объема медицинской помощи, средние
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской
помощи, средние подушевые нормативы финансирования
Средние нормативы объема и средние нормативы финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи приведены в приложении № 6 к
Программе.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам,
условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются
в единицах объема в расчете на одного жителя в год, по базовой программе
обязательного медицинского страхования — в расчете на одно
застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи
используются в целях планирования и финансово-экономического
обоснования размера средних подушевых нормативов финансового
обеспечения, предусмотренных Программой.
В средние нормативы объема медицинской помощи за счет
бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой
в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы
медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному
медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных
острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,
представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу
обязательного медицинского страхования.
Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной,
медицинской помощи, не включенной в территориальную программу
обязательного медицинского страхования, включая медицинскую
эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения
объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания
устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской
помощи на одного жителя и нормативы объема медицинской помощи
на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской
помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей
половозрастного состава и плотности населения, транспортной
доступности, а также климатических и географических особенностей
регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной
медико-санитарной помощи.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, с учетом
44
более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня
заболеваемости и смертности населения от социально значимых
заболеваний на основе реальной потребности населения,
дифференцированные нормативы объема медицинской помощи,
установленные в территориальных программах государственных гарантий,
могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных
приложением № 6 к Программе.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам,
проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или)
труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности,
в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи
территориальными программами государственных гарантий могут
устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования
санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм
оказания медицинской помощи.
При планировании и финансовом обеспечении объема медицинской
помощи, включая профилактические мероприятия, диагностику,
диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию, может
учитываться применение телемедицинских (дистанционных) технологий в
формате врач — врач в медицинской организации, к которой гражданин
прикреплен по территориально-участковому принципу, с оформлением
соответствующей медицинской документации.
При формировании территориальной программы обязательного
медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает
объем специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневных
стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями,
в соответствии с нормативами, предусмотренными приложением № 6
к Программе.
Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный
объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи,
следовательно, территориальные нормативы объема специализированной
медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и условиях
дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних
нормативов, предусмотренных приложением № 6 к Программе.
Субъект Российской Федерации осуществляет планирование объема
и финансового обеспечения медицинской помощи пациентам с новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19) в рамках, установленных
45
в территориальной программе государственных гарантий нормативов
медицинской помощи по соответствующим ее видам по профилю
медицинской помощи «инфекционные болезни» в соответствии с порядком
оказания медицинской помощи, а также региональных особенностей,
уровня и структуры заболеваемости. При этом объем финансового
обеспечения медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной
инфекцией (COVID-19) не включает проведение гражданам, в отношении
которых отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19), исследований на наличие антител
к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(любым из методов) в целях подтверждения факта ранее перенесенного
заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Установленные в территориальной программе государственных
гарантий нормативы объема медицинской помощи используются в целях
планирования финансово-экономического обоснования размера
подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных
территориальной программой государственных гарантий.
Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема
и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных
диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной
томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового
исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических
диагностических исследований, патолого-анатомических исследований
биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических
исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора
противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их
размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов
исследований систем, органов и тканей человека в зависимости от
структуры заболеваемости населения.
Нормативы объема патолого-анатомических исследований
биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования,
которые могут быть проведены в иных медицинских организациях
и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации также вправе установить в
территориальных программах государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи отдельно нормативы объема
и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
при ее оказании:
46
больным с ВИЧ-инфекцией (за счет бюджетных ассигнований
бюджетов субъектов Российской Федерации);
больным с гепатитом С в условиях дневного стационара
и круглосуточного стационара (за счет средств обязательного
медицинского страхования) для взрослых и детей отдельно;
больным с сахарным диабетом в амбулаторных условиях в части
ведения школ для больных сахарным диабетом (за счет средств
обязательного медицинского страхования) не реже одного раза в год.
Порядок расчета указанных нормативов (с учетом уровня
заболеваемости и распространенности) формируется и доводится до
исполнительных органов субъектов Российской Федерации
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом
государственной власти субъекта Российской Федерации исходя
из средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом.
Подушевые нормативы финансирования за счет средств
обязательного медицинского страхования на финансирование базовой
программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций
из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов
дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке
распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам
территориальных фондов обязательного медицинского страхования
на осуществление переданных органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере
обязательного медицинского страхования».
Подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов устанавливаются с учетом
региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части
заработной платы медицинских работников.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные
Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов
(в расчете на одного жителя) в 2023 году — 4088,4 рубля, 2024 году —
4251,9 рубля и 2025 году — 4422,1 рубля;
47
за счет средств обязательного медицинского страхования
на финансирование базовой программы обязательного медицинского
страхования (в расчете на одно застрахованное лицо) в 2023 году —
16766,2 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 449,1 рубля, в 2024 году —
17961,1 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 476,4 рубля, и в 2025 году —
18948,9 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 503,8 рубля, в том числе:
на оказание медицинской помощи федеральными медицинскими
организациями в 2023 году — 942,6 рубля, в том числе для оказания
медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» —
92,1 рубля, в 2024 году — 994,5 рубля, в том числе для оказания
медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» —
97,6 рубля, и в 2025 году — 1049,2 рубля, в том числе для оказания
медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» —
103,5 рубля;
на оказание медицинской помощи медицинскими организациями
(за исключением федеральных медицинских организаций) в 2023 году —
15823,6 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 357 рублей, в 2024 году —
16966,6 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 378,8 рубля, в 2025 году —
17899,7 рубля, в том числе для оказания медицинской помощи
по профилю «медицинская реабилитация» — 400,3 рубля.
При установлении в территориальной программе государственных
гарантий дифференцированных нормативов объема медицинской помощи,
финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов, осуществляется
перераспределение бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов
по видам и условиям оказания медицинской помощи в пределах размера
подушевого норматива финансирования территориальной программы
государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований
соответствующих бюджетов.
Средние подушевые нормативы финансирования базовой программы
обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования
сформированы без учета средств бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, направляемых